Алексей Шутов

ПРОМФРОНТ
Мост из вечной мерзлоты
У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других - о мосте.
Всеволод Мейерхольд
О МЕЧТЕ: ОБЕЩАННОГО 33 ГОДА ЖДУТ
33 года назад, в советском 1986 году, было представлено первое технико-экономическое обоснование проекта строительства моста через Лену.
В 2013 году вопрос его возведения считался уже решённым, но проект не был реализован: Россия начала строить мост в Крым.

«Будут деньги - лет через 10 можно к этому проекту вернуться, но в принципе сейчас в этом нет никакого экономического резона», - заявил тогда председатель правительства Дмитрий Медведев.

На президентской линии в декабре 2018 Владимир Путин, отвечая на наболевший у якутчан вопрос о мосте, сказал, что надо посчитать и договориться между собой двум министерствам - Минэкономразвития и Минтранспорта. И тема строительства Ленского моста вернулась в информационную повестку, правда, пока региональную, якутскую.

Даже г-н Навальный, не особо вникая в суть по обыкновению, прокомментировал ответ президента, сведя в итоге вопрос к региональной проблеме, волнующей исключительно жителей Якутии.
Пока в министерствах считают и договариваются, Промфронт решил разобраться, насколько Ленский мост нужен России.
ОБ ЭКОНОМИКЕ ЯКУТИИ
У большинства экспертов нет сомнений в целесообразности строительства нового моста, даже если они оперируют цифрами экономического развития одной только Якутии. «Не счесть алмазов в каменных пещерах»! Вечная мерзлота, пусть и под сильным давлением, готова отдать сказочные запасы алмазов, золота, нефти, газа, сурьмы, урана и очень много чего еще. Но мы не готовы.

В волшебных якутских недрах 16 тысяч потенциальных месторождений изучены слабо. При всех своих богатствах Республика Саха формально дотационна, поскольку объем финансов, вкладываемых в разработку якутских полезных ископаемых, больше получаемых Республикой доходов. Мост - мощнейший импульс к раскрытию всего экономического потенциала Республики Саха, ключик от пещеры Аладдина. Только сокращение транспортных расходов для Якутии - это более 10 млрд. рублей в год экономии.
Глыбу кварца разбили молотом,
И, веселым огнем горя,
Заблестели крупинки золота
В свете тусклого фонаря.
Анатолий Жигулин

О ЗНАЧЕНИИ ПРОЕКТА ДЛЯ СТРАНЫ
Экспертные мнения
Крупнов Юрий Васильевич
Председатель Наблюдательного совета «Института демографии, миграции и регионального развития»
«Безусловно, эта проблема давно перезрела, но она имеет не только ярко выраженный региональный аспект, но и федеральный. В столице республики, такой экономически важной и большой, занимающей, между прочим, около 40 процентов всей территории ДФР, нет моста между берегами Лены? Это первая задача, требующая безотлагательного решения.

Но ведь это и стратегически важнейший проект для Росси, ему много лет. Это часть БАМа, связка юга Дальневосточного федерального округа с северо - востоком, то есть с Магаданской областью, Чукоткой и Камчаткой. Важнейший стратегический проект для подъема всего северо – востока страны. Его реализация дает возможность выстроить единую инфраструктуру от Забайкалья и Амурской области до всего северо - востока. Уверен, что мост надо обязательно строить, но при этом необходим план развития всего северо - восточного региона, в который проект моста будет включен как один из важных. Промедление смерти подобно!».
Федоров Михаил Васильевич
Заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, доктор геолого-минералогических и экономических наук, профессор
«Для России с ее колоссальными природными ресурсами и просторами, транспортная логистика, особенно - запад - восток, имеет жизненно важное значение. Сегодня перед страной стоит вопрос освоения восточных территорий страны, для этого нужна полноценная транспортная логистика. Формирование ее не из дешевых, но необходимы стратегические, и скорее всего, с международным участием, проекты.

Кроме того, меня как геолога, работающего на Урале, всегда восхищали рассказы коллег о богатстве Якутии и Чукотки. Есть известная в геологическом круге притча о Золотом олене, голова которого лежит на Аляске, а туловище - от Лены до Берингова пролива. Район сегодня, без транспортной инфраструктуры, невозможно полноценно изучить и тем более освоить. Важно также, чтобы были созданы условия для работы в этих уникальных местах, но без нормальной инфраструктуры, человек не поедет в эти края на постоянное место жительства. Мы сегодня видим здесь заброшенными целые поселения.

И еще я уверен, что формирование транспортной логистики через Урал и Сибирь на Чукотку будет стимулировать европейских туристов к изучению этого уникального края».
Багин Александр Михайлович
Научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ «Высшая школа экономики», заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ
«Освоение подобных территорий невозможно без реализации инфраструктурных проектов. Ярчайший пример - Транссиб. Если бы он не был построен в свое время при царе, как бы мы осваивали сейчас эту территорию? А у нас до сих пор нет железной дороги до Магадана. Туда, где добывается около 30 процентов российского золота, все завозится морским путем.

Даже если это надо только Якутии, что в этом плохого? Такая огромная территория с ограниченным количеством населения. У республики мощнейший экономический потенциал, один только алмазный вклад в копилку страны неоценим. Мост изменит и качество жизни в Якутии, даст массу новых возможностей для ее развития, в том числе инвестиционных, поскольку большой интерес проявляет Китай, а к китайским инвестициям надо относиться прагматично, это увеличение товарооборота и экспортного потенциала. Якутск становится хабом: речной транспорт (Лена), авиационный, автомобильный и железнодорожный. Это огромный потенциал для развития Республики Саха и возможность оптимизации северного завоза, потому что значительно сокращаются расходы.

В мировой практике при оценке подобных проектов применяется методика комплексной оценки экономического, социального и экологического эффектов от их реализации (Cost-Benefit Analisys). Это оценка не только экономических и социальных издержек, но экономических, социальных и экологических выгод. У нас же, к сожалению, при оценке подобных проектов учитывается преимущественно экономический эффект. Хотя в наших государственных программах обязательно существует раздел для оценки социальной и экологической эффективности. К этому проекту необходимо применить подобную оценку. И горизонт планирования должен быть не 5 лет, как сейчас принято, а 20-30, а то и более. Мультипликативный эффект надо учесть обязательно, а он не всегда попадает под сугубо экономический расчет.

Я бы рассматривал этот проект с точки зрения результативности расходования бюджетных средств в соответствии со ст. Бюджетного кодекса, то есть достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Чтобы эти споры заранее снять, необходимо, чтобы они были прописаны в схемах территориального планирования, в стратегиях долгосрочного развития. Схемы разрабатывались, но только почему-то недостаточно эффективно используются» .
Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Фото - NatureofRussia
О СМЫСЛАХ
    В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2018 реализация инфрастуктурных проектов - одна из самых важных задач на сегодняшний день. Прорывной тип , на который сейчас ориентирована Россия, предполагает осуществление стратегических инфраструктурных проектов федерального и международного значения в регионах РФ.

    Промфронт уверен: строительство моста через Лену - именно такой проект по всем параметрам.

    Во-первых, геополитика. Сейчас между ведущими державами идет острая конкурентная борьба за контроль над арктическими территориями. Ленский мост превратит Якутию в мощнейший форпост присутствия России в Арктике, ускорив процесс освоения территорий Крайнего Севера.

    Во-вторых, инфраструктура. Ленский мост создает новый транспортно – логистический каркас Дальнего Востока. Радикально увеличивается экономическая связанность регионов по линии «Запад – Восток» и «Север – Юг».

    В-третьих, экономика. Ленский мост даст мощный импульс развития всем регионам Дальнего Востока и всем территориям Крайнего Севера. Такой проект увеличивает общую инвестиционную привлекательность всего Дальневосточного федерального округа. Радикально улучшается ситуация с северным завозом. А для Якутии, безусловно, Ленский мост - главный проект развития на среднесрочную перспективу.

    Кроме того, Промфронт высоко оценил возможность появления самого короткого транспортного пути из Западной Европы на восток, меридианального транспортного коридора «АТР - Европа» (Благовещенск – Сковородино – Якутск - Тикси (Севморпуть) - Западная Европа).
    Фото - f0scar
    О ЛЮДЯХ
    Миллион мужественных якутчан, живущих от навигации до навигации на самом толстом в мире слое вечной мерзлоты при средней (!) температуре зимой -35 на территории пяти Франций в трех часовых поясах, – это наши российские люди.
    Все жители неласковых просторов Крайнего Севера от Мурманска до Чукотки, кто молится на Северный морской путь и сдвигает рюмки «За развитие Арктики!» - это наши разнонациональные соотечественники. Для них успехи России на Севере - главный источник выживания в вечной мерзлоте. Подешевевшие товары и услуги улучшенного качества , новые рабочие места с возможностью трудиться по специальности, благоустроенность населенных пунктов, свобода передвижения… Они заслуженно достойны лучшего!
    О МАГИИ ЧИСЛА
    Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года до прихода старцев, раскрывших огромные ратные возможности богатыря.

    В мистериях доэллинской эпохи число 33 - количество степеней испытания на пути к полной реализации и просветлению.

    Но и в русском алфавите - 33 буквы...

    Специально для Промфронта - Алексей Шутов при поддержке Светланы Никовой, Виталия Седнева, Станислава Абдурахманова, Батыра Абдуллаева, Григория Шугаева
    Made on
    Tilda