ПРОМФРОНТ

Виктор Маха:
«Я воспринимаю заводы как живые организмы»

12 снимков Виктора Махи. Интервью ПромФронта с известным индустриальным фотографом
специально для промфронта
Виктор Маха: «Я воспринимаю заводы как живые организмы»
Беседа Алисы Шутовой с чешским индустриальным фотографом Виктором Махой о промышленной фотографии, красоте сталеплавильных печей, русской металлургии и человеческих возможностях.

Индустриальный фотограф, Прага
Виктор Маха
"ПромФронт", Прага
Алиса Шутова
—  Где вы родились? Где учились?
—  Родился и учился я в Праге, мне 32 года. С фотографией моя учеба связана не была, я изучал теологию на Гуситском теологическом факультете.
— За что вы любите заводы?
—  Это как спросить у любителя природы — за что он любит лес. Я вижу в этом красоту, я понимаю, как это важно для меня. Это связано с тем, что вся моя семья со стороны моей мамы была так или иначе связана с промышленностью. Мой прадед был связан с полезными ископаемыми в городе Острава, дядя работал директором на Витковицких заводах, другой дядя был также директором завода в Праге. Отсюда и большая любовь к промышленности.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Třinecké železárny, Чехия (03/2009)
Одна из моих первых фотографий, снятая на Тршинецком чугунолитейном заводе. Самая древняя и знаменитая плавильная печь в Чехии. Искры, летящие из печи, - это радость фотографа. Но только если вы не боитесь ожогов или искр в объективе.
—  Когда вы начали интересоваться фотографией?
— Все мое детство я наблюдал, как фотографирует мой дядя. Я научился у него технике и фотографировал все подряд, но до промышленной фотографии  добрался немного позже. 10 лет я фотографирую заводы. Когда мне исполнилось 35, я понял, что этот мир — это нечто мимолетное, наша история исчезает на глазах. Я творю только потому, что я хочу поймать эту исчезающую красоту. Это не моё хобби, фотография для меня — это медиум, который помогает мне сохранить культуру. Вполне вероятно, что через какие-то 20−30 лет эти заводы снесут, и не останется о них никакой памяти. Я стараюсь успеть запечатлеть промышленную культуру для следующего поколения. Я не слежу за модными фото-трендами, мне это не интересно.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Мариуполь, Украина (03/2016)
Поиск идеальной формы промышленного объекта через типологическое изображение я считаю в своей работе самым привлекательным. Сверху — печи чугунолитейного завода Homestead (1907 г.), внизу — большие печи Мариупольского металлургического завода (1954 г.). Они выполняют одну функцию, но, несмотря на это, такие разные.
—Когда у вас возник интерес к промышленности?
—  Мне было 15 лет, родители меня взяли в Остраву — главный промышленный город-завод Чехии. Мы отправились посмотреть город, где жили мои предки, и я влюбился промышленность. Тогда же я начал коллекционировать предметы социалистического реализма.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Криворожсталь, Кривой Рог, Украина (04/2012)
Я в первый раз приехал на Украину весной 2012 года. Одним из заводов, которые мне посчастливилось посетить, был знаменитый Криворожсталь, в то время - ArcelorMittal Кривой Рог. Таких печей, как на фотографии, в мире осталось лишь 8. Криворожская одна из самых больших, её объем составляет 700 тонн.
— Как вы воспринимаете (видите) натуру — как абстракцию или как живой организм, историю? У заводов есть характер?
—  Я подхожу к фотографии исключительно как документалист. Я воспринимаю заводы как живые организмы, которые имеют свой характер и историю. Я фотографирую одни и те же перспективы в каждом заводе. Когда фотографии заводов со всего мира лежат рядом, и можно сравнивать их и любоваться различиями и особенностями каждого — для меня это счастье.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Кливленд, США (10/2015)
Я посетил последний чугунолитейный завод в Огайо. Его башни - украшением города. На получение разрешения на съемку я потратил 5 лет.
—  Что вам больше всего нравится в заводах?
—  Сразу приходит в голову то, что не нравится. Не нравится, когда завод не работает, стоит, когда в нем нет жизни. Нравится наоборот: все что угодно, что работает.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Pilsen Steel, Пльзень, Чехия (05/2009)
В году 2009 Пльзеньский чугунолитейный завод еще был на полном ходу.
—  Где вы фотографировали?
—  Я побывал везде, где было можно: в Европе, США, за Уралом, перед Уралом… Хотел бы поснимать в Индии, но договориться с индусами оказалось совершенно невозможно. Я хотел съездить осенью в Южную Африку, но помешал кризис. Сейчас там заводы или стоят, или работают только на 50%.
—  Где вы хотели бы побывать с вашим фотоаппаратом?
— Где угодно, где есть, что фотографировать.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Sharon Steel, NLMK Пенсильвания, США (10/2015)
Из всех типов прокатных станов листопрокатные цеха самые поразительные. Чтобы увидеть этот завод, мне пришлось отправиться в американскую Пенсильванию. Он один из самых старых в мире. Процесс горячего проката стальных листов возник именно здесь.

Я подхожу к фотографии исключительно как документалист. Я воспринимаю заводы как живые организмы, которые имеют свой характер и историю.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Донецк, Украина (04/2012)
В то время я еще фотографировал на большой формат, и занести всю нужную аппаратуру на самую высокую вышку Донбасса  было непросто. Минуту спустя меня уже спускали вниз охранники. Донбасс всегда был для меня диким местом.
—  Российские заводы: какие города и какие заводы вы видели? Что вам особенно запомнилось?
—  В России я видел почти все большие металлургические заводы. Скорее имеет смысл сказать, чего я не видел. Я не видел Череповецкого металлургического завода. Может быть, мне повезет, и это прочитает кто-то из Череповца. Мне бы очень хотелось там поснимать.
Меня очень впечатлил металлургический завод в городе Серове на северном Урале. Это было что-то потрясающее, как будто не с нашей планеты. Технологии там остались с 20 века, выглядит это все как в постапокалиптическом фильме. Но там работают очень талантливые люди!

индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Feralpi Stahl Riesa, Германия (10/2013)
Несколько лет я фотографировал на средний формат Mamiya RZ67 Pro II. Результат был потрясающий. Но на дальние расстояния перевозить аппаратуру стало совершенно невозможно. Расстраиваюсь до сих пор.
ArcelorMittal Острава, Чехия (06/2009)
Одна из моих самых знаменитых фотографий. Эта фотография, единственная из промышленных, попала в престижный календарь Nikon в 2010 году.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
—  Что отличает русскую металлургию?
—  На русских заводах работает огромное количество людей, гораздо больше, чем на автоматизированных заводах по всему миру. В Германии вы придете на завод по переработке железа и встретите всего пару человек: все автоматизировано и модернизировано. Я был на заводе в Нижнем Тагиле и спросил, сколько людей там работает. Женщина, сопровождавшая меня, ответила, что по статистике и в сравнении с другими предприятиями не так уж и много — всего 25.000 человек. С европейской точки зрения это потрясающая цифра. Она мне ответила, что причина не в том, что они отстали от времени, а в том, что у них развита высокая социальная ответственность по отношению к своим рабочим. Мне это очень понравилось. На западе такой аспект не встречается, здесь скорее делается акцент на эффективность. Вот то, что, по моему мнению, отличает русскую промышленность.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Никитовский ртутный комбинат, Горловка, Украина (04/2012)
Провести несколько дней на заводах Донбасса было моей мечтой. В году 2012 она осуществилась, вид на Никитовский ртутный комбинат был потрясающим. Год спустя завод снесли.
— У вас были выставки в России?
—  Выставки у меня, пока что, к сожалению, не было. С радостью бы ее организовал, но пока не встречал заинтересованных людей. С финансированием вообще все очень сложно. Сейчас я собираюсь издать юбилейную книгу (я фотографирую заводы ровно 10 лет), описывающую весь технологический процесс по переработке железа, иллюстрирущую, как это делают по всему миру, но опять же сталкиваюсь с проблемой финансирования. Я фотографирую заводы бесплатно, только за возможность побывать на месте. Когда я обратился к потенциальным спонсорам, владельцам заводов, они не заинтересовались участием в единственной в своем роде исторической публикации. Жаль. Надеюсь, у меня все-таки получится найти выход и напечатать эту книгу.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Металлургический завод им. А. К. Серова, Серов, Россия (10/2014)
Серов, самый северный русский чугунолитейный завод. За все 10 лет моих путешествий я не видел более впечатляющего индустриального вида. На снимке мы видим уникальную и единственную в своем роде систему высоких печей.
— Что вы привезли из России? Какие впечатления?
—  Каждое путешествие в Россию — это полная неожиданность, и в хорошем и плохом смысле, никогда не знаешь, что ты встретишь на своем пути. Это место бесконечных возможностей.
индустриальная фотография, промфронт, индустриальная эстетика, заводская съемка
Саткинский чугуноплавильный завод, Сатка, Россия (04/2013)
Далеко на Урале находится этот изумительный завод. Именно его старые, но рабочие и качественные плавильные печи, которые перерабатывали металл столетиями, привели меня сюда. С большой радостью и энтузиазмом я возвращаюсь на Урал.

«
Индустриальному жанру не повезло с историей искусства. Искусствоведы видят в нем или идеологическую конъюнктуру, или последствия разрушительного воздействия техники на природу.

Зато индустриальному жанру повезло с чешским фотографом Виктором Махой. На его снимках обязательно и всегда только индустриальный объект, тяжелая промышленность с крупными, часто грубыми формами. Люди на этих фотографиях появляются редко и только как живая часть живой промышленной структуры. Такими Маха видит промышленных гигантов – живыми и одушевленными. Видит и узнает каждый завод в лицо.
индустриальная эстетика, завод, промышленность
Светлана Никова
"ПромФронт", Липецк
Виктор Маха / INDUSTRIAL CULTURE & PHOTOGRAPHY
Снимки Виктора Махи вызывают разные чувства, в его промышленных сериях видны характерные черты всех предыдущих этапов истории индустриальной фотографии: упоение безграничностью человеческих возможностей, восторг осознания прогресса, красота индустрии, ритмы дымящихся труб, инженерный гений и «постапокалиптический» ядерный холод заброшенного промышленного пространства.

Фотографии Виктора Махи — это художественные документы. В творчестве Маха не бесстрастный хроникер, его восприятие документальности связано с восприятием общей картины промышленного мира, один отдельный завод на меняющейся глобальной индустриальной карте планеты.

10 лет Виктор Маха увлеченно документирует жизнь заводов. Стремясь сохранить систему ценностей индустриальной эпохи, Маха сохраняет эстетику уходящей заводской натуры и формирует красоту будущего индустриального мифа.
В конце концов, что наши правнуки будут знать о сегодняшних заводах? Только то, что останется на фотографиях Виктора Махи.

»
Косогорский металлургический завод, Косая Гора, Россия (09/2015)
Эта одна из моих любимый плавильных печей в России. В город Косая Гора я также возвращаюсь с большой радостью. Красивее местного литейного цеха я не видел.
Виктор Маха
Mgr. Viktor Mácha
www.viktormacha.com
www.industrialnifotografie.cz
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ
Made on
Tilda